Довольно часто компания либо предприятие нуждается в проведении всестороннего анализа маркетингового комплекса. Цель подобного всестороннего анализа лежит на поверхности – это выявление так называемых проблемных зон и «белых пятен» в коммерческой деятельности. В ходе этого анализа делаются конкретные выводы и рекомендации, касающиеся оптимизации и повышения эффективности системы маркетинга на предприятии или компании. Такой всесторонний анализ маркетинговой деятельности компании или предприятия и называется маркетинговым аудитом.
В основе его лежит критичный, целиком и полностью беспристрастный обзор всей маркетинговой деятельности, что как нельзя лучше поможет выявить дополнительные рыночные возможности и идентифицировать компанию с внешней средой.
Конечно, потребность в маркетинговом аудите далеко не всегда так уж очевидна руководителю, особенно когда дела у предприятия идут вроде как нормально и стабильно. Руководитель только тогда начинает задумываться о его проведении, когда появляются первые тревожные сигналы в виде некоторого уменьшения объемов сбыта. В дальнейшем сигналы уже перестают быть просто тревожными: серьёзное снижение прибыли, потеря доли рынка. Вот тогда руководитель уже не просто задумывается, а на самом деле осознает необходимость проведения беспристрастной проверки и оценки внешней среды, рынка, деятельности конкурентов, а также всех маркетинговых действий предприятия. Другими словами, осознаёт необходимость проведения маркетингового аудита.
Конечная цель любого маркетингового аудита заключается в определении маркетинговых целей и общей стратегии маркетинга предприятия или компании. Принято разделять маркетинговый аудит на аудит внешней и внутренней среды. В результате проведения аудита внешней среды предприятия руководитель получает оценку соответствия стратегических целей предприятия существующему состоянию рынка. Владение целостной информацией о рынке позволяет с точностью определить любые возможности развития предприятия, а также предвидеть возможные угрозы из внешней среды. Так как в ходе проведения маркетингового аудита идёт попутно определение результатов деятельности конкурентов, это позволяет перенимать удачный опыт с той целью, чтобы не повторять в дальнейшем допущенные ближайшими конкурентами ошибки. Кроме того, постоянное развитие технологий диктует необходимость поиска новых способов взаимодействия с рыночной средой, а маркетинговый аудит как нельзя лучше способствует этому.
Если аудит внешней среды направлен на получение информации извне с целью дальнейшего применения её на практике, то маркетинговый аудит внутренней среды даёт объективную и вполне независимую оценку текущего состояния системы управления маркетинговой деятельностью компании. Определить результаты деятельности компании за период аудита и эффективность этой деятельности входит в спектр задач такого аудита. Вообще, стоит заметить, что эта эффективность определяется как соотношение полученной прибыли к денежным либо временным затратам. Также путём проведения аудита внутренней среды можно получить оценку результатов проведения маркетинговых мероприятий, проанализировать качество проведенных маркетинговых исследований, включая оценку принятых на их основе решений, выявить сильные и слабые стороны предприятия, дать оценку их влияния на возможные угрозы со стороны внешней среды. В общем, если ассортимент изменяется стихийно, на складе присутствуют неликвидные запасы, ходового товара попросту не хватает и есть серьёзная необходимость существенно увеличить объем продаж, но информации о рынке не хватает, то можно и нужно предпринять глубокое исследование — полноценный маркетинговый аудит предприятия, тем более, если присутствует достаточно серьёзная обеспокоенность низкой эффективностью деятельности на рынке. Следует понимать, что маркетинговый аудит не является проверкой работы отдела маркетинга. Это независимая оценка положения дел как внутри фирмы или компании, так и её положения на рынке, в том числе и относительно конкурентов.
В первую очередь маркетинговый аудит нужен именно руководителю предприятия, потому что именно в результате его проведения руководитель получает объективную информацию об общем состоянии дел на предприятии, обо всех существующих проблемных местах и способах разрешения этих возникших проблем с выведением чёткого алгоритма действий при их возможном повторном возникновении. Конечно, универсального лекарства от всех болезней в природе, да и в медицине, не существует. Точно так же и в бизнесе не существует универсального средства достижения успеха. Да и разве можно его спрограммировать, если у каждой компании свой уникальный стиль поведения на рынке, свои преимущества и недостатки, цели и возможности, да и кадры тоже. Вот для того, чтобы успешно двигаться к своей цели, и необходимо определить доминирующее направление и способ движения к реализации всех своих замыслов. Разумеется, каждый руководитель задумывается над тем, как сделать свой бизнес более понятным и прозрачным, более логичным и успешным. Именно для этого и нужен маркетинговый аудит.
Наша маркетинговая компания будет рада стать надежным партнером и профессиональным помощником в вашей коммерческой деятельности. Спектр услуг, оказываемых вам, отличается большим разнообразием. Среди них и проведение качественного, выполненного по всем существующим правилам систематического и всестороннего анализа маркетинговой деятельности вашей компании, иначе говоря – маркетингового аудита. Наши специалисты прекрасно осведомлены об основном принципе маркетингового аудита — это комплексная оценка используемой предприятием маркетинговой информации, а также принимаемых на ее основании управленческих решений и соответствующих решениям действий. Благодаря чётко слаженным действиям наших специалистов не только выявятся основные маркетинговые проблемы, но также определятся возможные пути их решения. После проведения процедуры аудита вам будут даны необходимые рекомендации по построению структуры управления предприятием в соответствии с рыночной конкурентоспособностью. В идеале это в корне должно изменить отношение к маркетингу руководителей подразделений вашего предприятия, а сотрудники, наверняка, поймут правильность и направление своих действий, объединив усилия для выполнения поставленных целей предприятия. Появление осознанности в плане приоритета и направления развития предприятия – важный итог всего маркетингового аудита. Разумеется, как руководитель предприятия вы несёте ответственность за подбор специалистов для выполнения аудита. Выбрать по-настоящему хорошую маркетинговую контору, которая располагает специалистами действительно высокого уровня, не является таким уж простым делом, потому что процент риска нарваться на расплодившихся в последнее время сетевых мошенников достаточно высок. Именно поэтому мы не стремимся зазывать к себе клиентов – нам это просто не нужно. Достаточно лишь просто осведомиться об отзывах на наши маркетинговые услуги .чтобы убедиться - мы и в самом деле серьёзная контора, которая способна помочь вам в нелёгком деле выведения предприятия из даже самого безнадёжного кризиса.
|