Разработка и оптимизация коммерческой, маркетинговой, сбытовой стратегии. Разработка маркетингового плана; рекламных и PR кампаний. Создание эффективной системы сбыта.

        

       

Оптимизация ассортиментной и ценовой политики

Истинным фактом, свидетельствующим о некотором подъёме экономики Российской Федерации, является наметившаяся в последнее время тенденция активизации производства отечественных товаров. На это в немалой степени оказала влияние достаточно благоприятная конъюнктура мирового рынка, а также действенные решения по реформированию экономики, которые были приняты как законодательными, так и исполнительными органами власти. В связи с этим на современном этапе развития экономики Российской Федерации особо актуальными становятся  вопросы улучшения управления ассортиментом товаров и их ценовой политикой. Стоит признать, что в настоящее время проблема оптимизации ассортиментной и ценовой политики  решается далеко не в полной мере. Так, предприятия промышленности недостаточно учитывают те  изменения спроса, которые возникают при формировании производственных программ. В сложившихся условиях торговля не оказывает должного воздействия на промышленность, и желаемого совершенствования ассортимента производимых товаров не происходит.

Между тем, функционирование предприятий в рыночных условиях диктует необходимость совершенствования ассортиментной и ценовой политики. Для того, чтобы получать максимальную прибыль от производства и реализации товаров, недостаточно управлять только ассортиментной или только ценовой политикой. Вот почему  всё большую актуальность приобретает задача поиска новых подходов к формированию ассортиментной и ценовой политики, отвечающих всем современным реалиям.

Так уж получается, что на большинстве предприятиях страны, как малых, так и средних,  получить вменяемый ответ на вопрос о том, что же из себя представляет ассортиментная политика предприятия и каким сегментам рынка соответствует его предложение, невероятно трудно. Вести речь о какой-то определённой ассортиментной стратегии тем более не имеет смысла. В этом проявляется совсем несерьёзное отношение руководства к данному вопросу. Вынуждены признать, что большинство руководителей предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики. Поэтому никакой полноценный экономический рост страны невозможен без привлечения внимания специалистов к данной проблеме.

Конечно же, основное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента. Этот процесс обязательно должен развиваться во времени и иметь конечную цель установления такой номенклатуры товара, которая в наиболее полной мере  удовлетворила бы потребности практически всех категорий покупателей. Общеизвестно, что лидерство в конкурентной борьбе получает именно тот, кто представляется  наиболее  компетентным в тех вопросах, которые напрямую касаются маркетинговой политики. Лишь тот, кто владеет методами реализации маркетинговой политики, может с максимальной  эффективностью ею управлять и добиваться невиданных доселе высот в плане расширения своей торговой деятельности.

Вообще, под ассортиментной политикой предприятия  принято понимать систему мер стратегического характера, которая направлена строго на формирование конкурентоспособной модели. Именно эта модель и обеспечивает устойчивые позиции предприятия на рынке и гарантирует получение такой необходимой прибыли. Ассортиментная политика является центральным и неотъемлемым элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. В современных условиях хозяйствования основной её целью является определение набора товаров, которые выступают в роли наиболее предпочтительных для конкретного сегмента рынка. Удовлетворению потребностей покупателей служит огромное множество самых разнообразных товаров. Само собой, все они нуждаются в определённой систематизации. Вот для того, чтобы привести их в строгую систему,  и используются те или иные классификационные признаки.

Анализ ассортимента и дальнейшее планирование ассортиментной политики являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности практически любой компании. Разумеется, далеко не на каждом предприятии эта работа поставлена на необходимый высокий уровень. Её глубина, качество, эффективность и осознанность самым непосредственным образом связываются с уровнем развития самой компании. Вообще пустить всё на самотёк и не  заниматься ассортиментом просто невозможно, так как любой бизнес, каким бы потенциалом он при этом ни обладал бы, элементарно бы оказался нерентабельным. Согласитесь, что даже владелец крохотного  ларька на рынке определяет для себя, какой именно товар следует закупать для продажи и в каких именно количествах. Разумеется, делает он это в большинстве случаев интуитивно, опираясь лишь на свой опыт, прошлые успехи либо неудачи, а не на имеющиеся знания. Другое дело, если речь идёт  не о маленьком ларьке, а о крупной компании, чей оборот составляют сотни миллионов рублей. Сразу становится понятно, что любая, пусть даже кажущаяся незначительной,  ошибка способна принести непоправимые убытки. В этом случае без серьезного анализа и последующего планирования ассортимента обойтись никак нельзя. Да и ассортиментная политика обязательно входит в классический маркетинговый комплекс, состоящий из товара, цены, продвижения и каналов сбыта. Так или иначе, но товар вместе с клиентом и его потребностью в данном товаре является той точкой отсчета, с которой, собственно, и начинается маркетинговая деятельность любой компании. Выбор товара зависит от того, кто является целевым клиентом компании либо фирмы. И от того, каким товаром располагает компания либо фирма,  и зависит цена товара, способы его продвижения на рынок и каналы распространения.

Оптимальную структуру ассортимента определить не так просто. Во-первых, она  должна обеспечивать максимальную рентабельность продукции. Во-вторых,  обеспечивать достаточную стабильность экономических и маркетинговых показателей. Сюда и относим такой важный показатель, как общий объём продаж.  Достичь максимально возможной рентабельности можно  за счет постоянного мониторинга основных экономических показателей и принятия своевременных решений по корректировке ассортимента.

Вообще, стабильность маркетинговых показателей обеспечивается постоянным контролем над ситуацией на рынке. От того, насколько своевременной и адекватной будет реакция на эти изменения, насколько принятые упреждающие действия окажутся эффективными, напрямую зависит доходность предприятия. Разумеется, обеспечить своевременную и адекватную реакцию и принять необходимые эффективные решения способны лишь профессионалы, обладающие большим опытом работы, высокой квалификацией, хорошо  знающие рынок и обладающие умением делать точные экономические прогнозы. Именно поэтому в большинстве случаев руководители солидных предприятий оптимизацию ассортиментной и ценовой политики доверяют крупным и имеющим хорошую репутацию маркетинговым конторам, чьи услуги хоть и обходятся недёшево, но зато гарантируют стабильно высокий результат в кратчайшие сроки.